Экспедиция "Алтай. Карагем 2014" Часть 2. 6-9 день.

Аватар пользователя Denikin

Экспедиция "Алтай. Карагем 2014" Часть 2. 6-9 день.

г. Калачинск – г. Новосибирск – г. Камень-на-Оби – г. Барнаул – с. Майма – с. Манжерок – пос. Онгудай - пос. Акташ - с. Кош-Агач – с. Беляши (Джазатор) - Степь Самаха - Карагемский Прорыв - Долина ре-ки Карагем - с. Беляши (Джазатор) - с. Кош-Агач – с. Бельтир – Софий-ский ледник – с. Бельтир – Талдуринский ледник – Карагемский пере-вал - с. Бельтир - пос. Акташ – с. Улаган – с. Балыкча – ЮБТО - с. Ба-лыкча - с. Улаган – пос. Акташ - пос. Онгудай - с. Манжерок - с. Майма - г. Барнаул - г. Камень-на-Оби - г. Новосибирск - г. Калачинск


День 6-й. 2 августа 2014.

Утро. Денис с Димой сняли с правого колеса на Монстре хаб и поставили его на Козявку. Это устройство поможет нам двигаться на сложных участках дороги, так как иногда придётся подключать даже сломанный передний мост. Потом они пошли паять Диме антенну, которая вчера сломалась об ветки. Паяльник подключили через преобразователь с прикуривателя на 220В. Минут 5 работы, и всё готово! Теперь Дэлика-Монстр на связи!
Завтрак и утренние сборы закончились, и мы снова выдвигаемся в путь. На часах 11:45. Антон с Натальей завернули на ручей, набрать питьевой воды. Сергей с Андреем поехали вперёд и будут ждать нас на заставе. В 13 часов мы попали на пограничное КПП , залили топливо из канистр и через 15 минут, получив паспорта, выехали в Кош-Агач.


Фото № 1. Немного не хватает топливо. Снимаем и заливаем запасы перед кпп.

Время от времени на дорогах встречаются маленькие смешные суслики. Они стоят на обочине и ждут. Когда машина приближается, грызун резко перебегает дорогу, прям перед колёсами. Сегодня один не подрасчитал свои силы, и ему пришлось практически из-под колеса резко разворачиваться назад. Фуф, обошлось! А иногда в полях встречаются большие суслики, похожие на столбики, или столбики, похожие на сусликов.
В 13:40 мы заезжаем в Кош-Агач. Сегодня здесь очень много машин на въезде, оказалось какая-то крупная ярмарка. Заезжать сюда нам некогда, едем в магазин за хлебом и растительным маслом, потом на заправку. В магазине одежды Аня с Наташей прикупили тёплых штанишек, Полине – тёплые сапожки, а я взяла племяннику валеночки.
В 15 часов мы отправились в дорогу на ледники. Через 10 минут поворачиваем налево в д. Бельтир. Километров 6-7 идёт асфальт, потом гравийка, по бокам – степь, впереди – горы. Облака очень низко, всё небо устлано ими, кажется, что заедем в облака прямо на машине. После 16-го километра опять пошёл асфальт, мы поднялись немного вверх.
В 15:35 на 28-м километре въезжаем в с. Бельтир. Оно была разрушено землетрясением в 2003 году. В его окрестностях был эпицентр силой до 7,5 баллов. Власти решили не восстанавливать село и построили Новобельтир недалеко от Кош-Агача. Но старики не стали уезжать, восстановили деревянные домишки и живут до сих пор.
Зрелище страшное, почти все здания развалены.


Фото № 2. Деревня Бельтир. Не жилые здания после землятресения.


Фото № 3. Деревня Бельтир. Стадион который провалился.

Встречаются дома свежепостроенные. Из жителей мы увидели всего одну женщину. Едим дальше.
На конце деревни мы переезжаем мост и дорога раздваивается. Сейчас нам надо повернуть на лево, так мы должны попасть на Софийский ледник.
По рации связались с человеком, который был в той стороне, куда мы собрались. Говорит, что дров там не будет совсем никаких. Останавливаемся, чтобы посмотреть в окрестностях деревья. Дима оглядел в бинокль всю округу, ничего нет.


Фото № 4. Осмотр местности. В поисках дороги и дров. Дорога сплошной солончак.

Движение наше было по навигации так что мы примерно представляли куда едим но не знали что нас ждёт впереди.
Пользуясь остановкой, мы решили сделать привал и попить чайку, время уже 16:20, а мы ещё не обедали. Мы находились прямо за деревней, ветер очень сильный и холодный. Кое-как, спасая горелку от ветра, воду мы вскипятили. После перекуса едем дальше. Время 17:10.
Вот тут-то мы и увидели местных жителей, за деревней идёт сенокос. Всё-таки жизнь в Бельтире продолжается. Дорога была полевая, для хорошей погоды даже нормальное, присутствовали местами солончаки, но мы проезжали уверенно вперёд. Шли колонной, Корандо/Дэлика-Монстр/Крузер/Козявка. Коранде отводилось роль если что тащить Дэлику-Монстр в подъём, так как у неё проблемы с топливной аппаратурой, а Крузеру вытаскивать Козявку из болот, если она застрянет.
Немного проехав по холмистой местности, дорога уходит вверх в горы. Температура воздуха понижается до +8◦С, пасмурно, иногда выглядывает солнце. По дороге видим валяющиеся доски, собираем всё до щепочки для костра.
Поднимаемся вверх, высота 2200м. Горы здесь совершенно другие, рыже-коричневые, местами поросшие мхом, деревьев нет, только трава, и горы! Горы всюду вокруг нас. Подъемы на горах сильно гравистые и крутые что наша Козявка с тяжестью преодолевает на заднем приводе. Кукурузер едет впереди нас, чтоб если что затащить.
В 18:10 на пути встретилось озеро Каракуль с видом на ледники.


Фото № 5. Озеро Каракуль с видом на ледники.

Мы пофотографировались и встретили местного жителя, который предлагал барана. От мяса мы отказались, дров-то всё равно нет! Парень рассказал нам, что в озере водится рыба осман и ловится только сетями. Дима спросил, большая ли рыба, тот ответил, что большая показав руками сантиметров 25. Местное население здесь 1-2 двора, разводят скотину и заготавливают сено. Дети помогают летом взрослым а зимой детей увозят в дом интернат в Новый Бельтир, где они учатся.
Проехали мы вдоль озера, вода в нём тёмная, название говорит само за себя: Каракуль – Чёрное озеро. Через несколько минут с левой стороны простиралось другое озеро с мутно-белой водой, раза в два больше первого. Аккуль означает “белое озеро”.


Фото № 6. Озеро Аккуль.

Берега частично поращены травой, частично лежит белый песок. Дорога мимо озера тоже песчаная. В озеро впадает речка, которая дальше сопровождает наш путь. Это река Аккол.
Въезжаем в природо-охранную зону. По пути встречается несколько бродов, преодолеваем их на задней блокировке, так как передний мост не работает. Аккуратно и не спеша мы проходим броды. Ребята заранее спустили давление в шинах, чтобы увеличить площадь соприкосновение шин с грунтом для лучшей проходимости.
Дорога закончилась, дальше пошло болото. Высота 2320 м. Время 19:10. Впереди за горой Софийский ледник.


Фото № 7. Вид со стоянки, через 5-6км Софийский ледник. Только пешие тропы.

Сергей на 80-ке поехал разведывать дорогу, а ребята за ним.
Дэлика-Монстр с Корандо вслед за Крузером прошли нормально, а мы на Козявки встали, так как нам не хватало переднего привода. Денис подключил хаб на правом колесе и включил 4вд и все блокировки и в переднем мосту начали раздаваться страшные щелчки и удары. Машину подбрасывало от таких ударов, но мы двигались вперёд, пока не вышли из болота. Денис сказал ребятам, что ресурс у переднего моста совсем заканчивается, скорей всего скоро встанет колом!
Разведка местности выявила, что дальше уже дороги нет, путь перегораживает крутой обрыв в реку, вдоль которого можно только пройти и стоянку там не устроить. Мы вернулись немного назад и 19:35 начали разбивать лагерь на правом притоке реки Аккол.


Фото № 8. Стоянка на правом притоке реки Аккол.

Денис побежал смотреть окрестности и принёс мне оттуда маленький букет подснежников.
Дрова мы всё-таки нашли, вокруг много кустарников, встречаются сухие деревья. На нашей поляне было костровище, поэтому мы смело разводим костёр, и Денис готовит суп с тушёнкой.
Этот вечер был очень холодным, поэтому после ужина мы совсем немного посидели и разошлись спать. Ночью температура опускалась до 0◦С, машину прогревали несколько раз. Завтра нас ждёт пешая прогулка до Софийского ледника.

Пройдено 177 км.


День 7-й. 3 августа 2014 года.

Утро сегодня ясное, горы без облаков открылись нам во всей красе. Вид с нашей поляны захватывал взор: зелёная трава, вокруг кустарники, в низине речка, вверху скалистые горы с заснеженными вершинами на фоне голубого неба.


Фото № 1. Утро на стоянке.

Кстати, место это не такое уж безлюдное, недалеко от нас обосновалось три лагеря: туристы из Подмосковья на Шевролет, парни из Барнаула на УАЗике-буханке (с ними мы встречались в Кош-Агаче), туристы из Новосибирска на Паджеро-спорт (их мы встречали и по дороге в Беляши и на слиянии Аргута и Коксы).
После завтрака мы стали собираться в дорогу на Софийский ледник. Упаковали рюкзаки сух.пайком, тёплыми вещами, положили термос с кипятком, чай, кофе и бутылку воды, обули кроссовки, снарядились фотоаппаратами, взяли бинокль и выдвинулись в путь в 10:30.


Фото № 2. Отправились в путь до Софийского ледника.

Немного отойдя от лагеря мы увидели УАЗик-буханку, видимо кто-то ещё ушёл на ледник.
Дорога наша проходила вдоль речки вперёд к заснеженным вершинам, но сам Софийский ледник ещё видно не было. Сначала шла болотистая местность, мы прыгали с кочки на кочку, чтобы не промочить ноги. Серёга нёс на плечах Андрея, а Дима – Полину, но периодически ребятишки всё же шли пешком, там, где это позволяла дорога. Где было возможно, мы шли по краю речки, где воды было много – поднимались вверх на холмы пробираясь сквозь кустарники. Тропы здесь уже есть, главное – выбрать самую удобную.


Фото № 3. Тропа вдоль реки.


Фото № 4. Дорога вдоль реки.

Примерно через час пути Серёга сказал, что дальше они с Андрюхой не пойдут. Дорога оказалась непростой, а ребёнок пяти лет и сам перебираться не сможет этими тропами и нести его тяжело. Оставив их отдохнуть перед обратной дорожкой, мы пошли дальше. Дорога стала ещё сложнее, пошли камни, которые становились всё больше и больше, мы стали чаще делать привалы, питьевую воду набираем в ручьях: чистейшая и вкуснейшая жидкость плещется прямо по камням.


Фото № 5. Пополняем водные запасы.


Фото № 6. Дорога.

Примерно на полпути стало видно ледник. Дорога к нему – это нескончаемые каменные глыбы вполовину нашего роста каждая. Вот уж не знаю, как Дима, держа Полину одной рукой и страхуясь другой, перебирался по ним!.


Фото № 7. Дима с Полиной.

Через некоторое время мы добрались до озера, с которого очень хорошо просматривался ледник. Встретили туристов из Паджеро Спорт, они собирались купаться. А мы не рискнули. Бр-р-р-р-р, кажется, это для моржей! На другом берегу в бинокль мы разглядели туристов подмосковных. Вчера они ходили той же дорогой, что и мы, а сегодня решили сменить обстановку и "прогуляться" по правому берегу реки и, соответственно, обходили озеро по другой стороне.
С каждым поворотом дороги пейзажи представали перед нами всегда разные и все очень красивые. Мы запечатлевали их на фото, чтобы сохранить в памяти хоть частичку этих живописных мест.


Фото № 8. Озеро.


Фото № 9. Дорога вдоль озера.


Фото № 10. За спиной вид на ледник.

После озера Полечка опять уснула, и Диме стало ещё тяжелее нести дочку. Передохнув на холме, мы немного утеплились и снова отправились в путь. Ледник уже был как на ладони, но шли мы до него ещё минут сорок. Вот уже и Поленька проснулась, и мы добрались-таки до большущей льдины.


Фото № 11. Софийский ледник.


Фото № 12. Каменная поляна перед Софийским ледником.

Ледник – это не гора со снегом наверху, как я думала раньше, это гора вся изо льда. Ледник тает и образует речку, которая выходит прямо из под него. Эти воды вымывают ледник у подножия, образуя красивые пещерки. Поверхность ледника грязная, пыльная, мы пошли вверх, добираться до чистого снега. Подъём очень крутой, после первых ста метров делаем передышку, Аня остаётся здесь. Ещё 100 метров, останавливаемся, дальше идти без спецснаряжения нежелательно. До чистого льда мы не дошли, лишь встретили несколько островков свежевыпавшего белого снега. Но всё же мы на леднике! Урааааааа!!! Дима с Полиной, Антон с Натальей, мы с Денисом и Аня машет нам снизу. Фотографируемся, разглядываем трещины и разломы, которые уходят в глубину. Собственно по ним вода и стекает вниз, образуя речку.


Фото № 13. Софийский ледник.


Фото № 14. Подъём по Софийскому леднику.


Фото № 15. Софийский ледник.


Фото № 16. Софийский ледник.

На спуске хочется взять ледянку и поехать вниз, очень крутой спуск, тяжело идти, но, конечно, легче, чем подниматься.
В 15 часов мы делаем привал, отойдя немного от ледника. Попили кофе, поели бутербродов, отдохнули, пофотографировались и снова в путь.
На обратной дороге валуны казались ещё больше, я всё время отставала, сил практически не было.


Фото № 17. Дорога по каменной тропе.


Фото № 18. Привал по дороге в лагерь.

У Ани порвались башмаки, и она всю дорогу загребала носиком то камни, то воду. Полина опять уснула, Диме всё тяжелее и тяжелее её нести, теперь у него заняты обе руки, и они постоянно затекают, и нет возможности подстраховаться. Антон с Наташей пошли быстрее. Денис периодически ждал отстающую меня, и старался не убегать вперёд, так как нёс питьевую воду.
По болотистой местности мы шли уже напропалую, не выбирая места посуше. Конечно, кроссовки у всех промокли и были грязными.
В 19:40 мы вернулись в лагерь, Наташа и Антон уже около получаса ждали нас там. Сергей нашёл дрова, пока нас не было. И, совсем обессиленные, мы с девочками помогли Денису приготовить ужин, и упали греться и кушать возле костра.
Сегодня мы пошли спать раньше обычного.

Пройдено 16 км пешим маршрутом. Радиалка на Софийский ледник.


День 8-й. 4 августа 2014.

Утром припекало солнышко, а когда оно скрывалось, дул пронизывающий холодный ветер. По небу плыли облака, показывая нам ещё один красивый вид с нашей стоянки.


Фото № 1. Утро.

Сегодня мы планируем доехать до Талдуринского ледника. Судя по карте и навигации, он находится в десяти километрах от Софийского ледника. Но проблема в том, что между ними небольшой горный хребет – Талдуринская ограда, поэтому ехать только вокруг, а это порядка 200 км. После завтрака в 11 утра мы стартуем. На заднем приводе болта приходиться проходить с разбега, поэтому мы иногда даже цепляем мордой землю.


Фото № 2. Цепляем бампером грязь.

Погода хорошая, едем той же дорогой вдоль горы. Дорогой нас трясёт на камнях, местность то болотистая то песчаная. На одном из песчаных подъёмах мы на Козявке увязли в песке и только с попытки четвёртой смогли заехать в гору. Не помогала не блокировка не временное подключение переднего моста. Денис заметил что что-то начало сзади на авто постукивать, после осмотра выяснилось, что оторвано верхнее ухо заднего амортизатора. По связи предупредили ребят. Едем потихоньку, догоняем ребят недалеко от Бельтира. В деревне находим жителя, готового предоставить розетку на 220в (не хотелось ребятам доставать генератор, заливать бензин, потом сливать). Денис быстренько переваривает ухо на амортизаторе, вставляет на место, и мы едем дальше.


Фото № 3. Денис приваривает ухо на амортизаторе, местный житель ему помогает.

В этот раз мы уже выезжая с деревни сворачиваем на право, это дорога на Талдуринский ледник и Карагемский перевал. То есть через деревню мы не проезжаем, после сварочных работ возвращаемся назад на развилку. Справа пасутся верблюды возле реки Талдуры, а слева в горах растут деревья. При виде дров останавливаемся, собираем.


Фото № 4. По дороге встретили верблюдов.

0
Ваша оценка: Нет

Комментарии

Аватар пользователя SergeyNSK

Шикарный отчет!

Аватар пользователя SergeyNSK



Аватар пользователя Wargood

Проходили этот маршрут( софийский и талдуринский) в период с 18 по 30 июля.. Паджеро 4 сток и спорт лифт .. Самой трудное для четверки были болота на талдуринский, резина была ат...а где вы сели на мост в броде , это после водопада.. Там метров 20 ниже был лучше брод))) и вообще в ту сторону надо проходить рано утром.. Пока ледник не тает и уровень воды минимален...

Аватар пользователя Denikin

Да) уровень воды там изменяется на глазах. Ранним утром мы это заметили.

Аватар пользователя SergeyNSK

Wargood написал(а):

Я по нему ехал, когда ехали не ледник